Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Готовимся к экзаменам

Готовимся к экзаменационному изложению

Письменный экзамен по русскому (белорусскому) языкам в IX классах учреждений образования проводится по открытым текстам для изложений и диктантов, помещенным в «Сборнике экзаменационных материалов».

Изложение является традиционным и распространенным методом обучения учащихся речевой деятельности. Популярность и эффективность этого метода определяется содержательностью и результативностью самой работы. Известно, что написание изложения не только помогает учащимся овладеть связной речью, но и формирует у них культуру речи, упорядочивает их знания по грамматике, стилистике, орфографии, типам и жанрам речи, обогащает словарный запас, активизирует мыслительную деятельность. Неслучайно изложение как средство комплексной проверки знаний, умений и навыков по русскому языку вернулось в школу в качестве выпускного экзамена.

В качестве экзаменационных письменных работ обычно предлагаются подробные изложения разных типов речи. Подробные (полные, или близкие к тексту-образцу) изложения требуют от школьников не только последовательной передачи содержания исходного текста, но и сохранения особенностей авторского стиля.

Как подготовиться к написанию экзаменационного изложения?

Для этого надо в первую очередь определить, какими умениями должен овладеть выпускник школы, чтобы суметь подробно передать содержание исходного текста. Назовем наиболее значимые из них:

  • умение определять тему текста и его главную мысль;
  • умение мысленно во время чтения текста делить его на смысловые части, выделять ключевые слова каждой части;
  • умение четко определять тип текста, что позволит выдержать пересказ в нужной композиционной схеме;
  • умение определять стиль текста;
  • умение редактировать написанный текст 

Практические советы учащимся

- Знаешь ли ты, какой тип памяти у тебя наиболее развит? Если нет, попробуй обратиться за помощью к психологу или займись самоанализом, выполни несколько психологических тестов. Ты лучше запоминаешь информацию зрительно, когда читаешь что-то, или на слух, или когда записываешь то, что нужно запомнить?

Помни: при написании изложения тебе придется воспринимать текст на слух.

Выработай свою, удобную для тебя систему запоминания текста на слух. Возможно, это будет запоминание сюжета предполагаемого текста (если это повествование), порядка характеристики явления или предмета (если это описание), логики и последовательности размышлений (если это рассуждение). В настоящее время для сжатой, контурной передачи информации широко используют прием запоминания ключевых слов. Он предполагает, что запоминаются основные, значимые слова текста, которые образуют словесный и смысловой каркас всего высказывания. Попробуй воспользоваться этим приемом, потренируйся, выясни точно, подходит ли он тебе.

Запомни, что изложение не ставит основной целью проверку твоих способностей по воспроизведению текста слово в слово. Главная задача – выяснить, как ты владеешь речью и можешь ли ты грамотно передать предложенное содержание. Это значит, что не нужно ставить перед собой задачу как можно более точно запомнить слова текста. Запоминай содержание и настроение текста.

- Известно, что один и тот же смысл бывает по-разному выражен словесно. Например: У Маши голубые глаза. Глаза у Маши голубые. Машины глаза голубые. Маша – девушка с голубыми глазами. Цвет Машиных глаз голубой. Из этого следует, что важно запомнить содержание и стилистические особенности предлагаемого текста, поэтому неправильным следует признать такую передачу текста, где нарушена стилистическая ткань. Например, исходное предложение  Чебурашка не удержался на стуле и шлепнулся на пол нельзя передать в виде Чебурашка не удержался на стуле и совершил падение на пол или Со стула Чебурашка грохнулся конкретно и т.д.

 - Помни о том, что существует оперативная и долговременная память. Далеко не все способны тут же воспроизводить только что услышанное. Некоторым людям нужно, чтобы прошло какое-то время, поэтому не пугайся, если после прочтения тебе покажется, будто ты ничего не запомнил. Не торопись, ты сможешь постепенно всё вспомнить.

- Считается, что память надо будить, т.е. заставлять себя вспоминать информацию. Не пренебрегай этим при подготовке и написании изложения.

- Тексты изложений подобраны с учетом наличия в них орфограмм и пунктограмм на основные правила русской орфографии и пунктуации. Поэтому не забудь повторить их.

Некоторые отрывки из художественных текстов сохраняют авторские знаки препинания. Поэтому при проверке работы учитывается соответствие знаков препинания правилам русской пунктуации. При наличии вариантов в постановке знаков препинания правильным считается любой из возможных, даже если он не совпадает с авторским.

Порядок работы над изложением

 - Помни: текст читается два раза.

При первом чтении его лучше всего внимательно послушать. Это позволит оперативной памяти «схватить» весь текст. В последующие 15-20 минут (до второго чтения текста) постарайся записать как можно больше запомнившихся ключевых слов, словосочетаний, отдельных фраз и предложений, постарайся составить примерный план пересказа.

При  повторном чтении текста будь внимателен: откорректируй план, допиши начатые фразы и предложения, зафиксируй наиболее важные слова, имена, географические названия, после повторного чтения не спеши сразу писать изложение. Сперва приведи в порядок черновик: расставь ключевые слова и записанные фразы, предложения по пунктам плана; мысленно перескажи текст, затем можешь приступать к написанию черновика изложения.

После того как написан первый вариант черновика, внимательно перечитай его, исправь возможные ошибки.

 - В текстах, которые предлагаются для изложения, повествование часто ведется от первого лица. При пересказе текста не всегда оправдана замена первого лица на третье. Чтобы передать замысел, настроение и стиль автора, следует при пересказе сохранить первое лицо, а третье лицо употреблять в том случае, когда это не помешает выполнить поставленную задачу.

- Оставляй для переписывания работы на чистовик достаточное количество времени. Обычно переписывание не является чисто механической работой, поскольку возникают новые мысли, суждения, пожелания изменений и т.п. Позаботься о том, чтобы не только переписать законченную работу вовремя, но и успеть один-два раза проверить чистовик.

- Пиши красиво, аккуратно, разборчиво. В чистовике старайся обойтись без зачеркиваний и других исправлений. Если всё-таки возникает потребность в исправлениях, делай их аккуратно и отчётливо. 

Памятка выпускнику по самопроверке содержания изложения 

Уважаемые одиннадцатиклассники! Изложение – один из самых трудных письменных экзаменов. Хотите сдать его успешно? Предлагаем вам настроить себя на самопроверку этой письменной работы. Вот несколько советов, которые позволят избавиться от некоторых ошибок в содержании текста. Чтобы избежать их, задайте себе предлагаемые вопросы.

Раскрыта ли тема текста?

Доказана ли основная мысль?

Отражена ли в заглавии тема и основная мысль?

Соответствует ли ваш план структуре текста?

Правильно ли разделён текст на основные смысловые части (абзацы)?

Соответствует ли ваше изложение типу речи текста-оригинала? Правильно ли построена его композиция?

Соблюдается ли последовательность, логичность изложения?

Соответствует ли изложение стилю речи автора, кругу его образных средств?

Соответствует ли построение словосочетаний и предложений грамматическому строю текста-оригинала?

Есть ли речевые недочёты:

1)   неоправданный повтор;

2)   употребление слова в несвойственном ему значении;

3)   несочетаемость слова с другим словом;

4)   употребление лишнего слова (плеоназм);

5)   употребление рядом однокоренных слов (тавтология);

6)   искажение фразеологизма;

7)   нарушение стилевого единства?

8) Есть ли фактические ошибки? 

Памятка выпускнику по самопроверке грамотности изложения 

Уважаемые выпускники! На экзамене по русскому языку, который сдаётся в виде изложения, очень важно настроить себя на проверку грамотности собственной работы. Предлагаем вам запомнить некоторые важные пункты, требующие особого внимания .

Орфографические ошибки (проверяемые гласные и согласные, н и нн в основах разных частей речи, слитное и раздельное написание не, личные окончания глаголов, написание служебных частей речи и др.).

Пунктуационные ошибки (обособление причастных и деепричастных оборотов, вводные единицы, союзы при однородных членах предложения и частях сложного предложения и др.).

Грамматические ошибки (видо-временные формы глагола, построение предложений с деепричастными оборотами, формы числительного, согласование подлежащего со сказуемым, употребление местоимений и др.).

Отсутствие случаев грубого нарушения правил переноса.

Разделы сайта